Борис Бычков - Воспоминания. Версия.

14-04-2018

Борис Михайлович Бычков

Б. Бычков (письмо)

О прокуроре Л.Н. Иванове и дятловцах.

Воспоминания. Версия.

Написать эту заметку побудили меня статьи в журнале «Уральский следопыт» № 1 за 2013 год. Мне захотелось: А) сказать добрые слова в адрес прокурора Л.Н. Иванова и
Б) попытаться разобраться в причинах гибели группы.

В том, 1959 году наша туристическая группа под руководством Е. Чубарева совершала лыжный поход по Северному Уралу в районе гор Ольвинский и Конжаковский Камни, что на 200 км южнее перевала Дятлова.

За два года до трагедии, в 1957 году мы с Е. Чубаревым участвовали в зимнем походе под руководством И. Дятлова в районе горы Эквачахль и реки Ивдель, что лишь на 60…90 км южнее печально знаменитой горы Холатчахль. В этом походе были и Зина Колмогорова, и Коля Тибо-Бриньоль. Поэтому трагедию мы воспринимали особенно остро. Наш поход 1959 года начался уже после гибели группы Дятлова, но в УПИ ещё не знали о трагедии. Было известно, что группа Дятлова не уложилась в контрольные сроки, от неё не было телеграммы, которую группа должна была отправить сразу по прибытию в «населёнку», с почты или иным способом. Тем не менее, нашу группу «выпустили». В один из первых дней нашего похода, часов в 8 утра мы увидели беззвучно летящее в небе светящееся круглое пятно размером с полную луну, но с размытыми краями, что, видимо, объяснялось морозной дымкой, висевшей в воздухе. «Нечто» летело горизонтально, чуть выше леса, с юга на север. Вставший раньше дежурный, а им был, как раз, «начальник», Е. Чубарев, первым увидел летящую «луну» и принялся нас побуждать вылезать наружу криками: «Чудо! Смотрите, чудо!». Многие не поверили и остались в неведении. Я, находился с краю, волей-неволей, вылез и всё описанное наблюдал в течение, наверное, двух-трёх минут. Вернувшись из похода, мы узнали о трагедии. К тому времени нашли ещё не всех погибших, только у кедра и на склоне. Снаряжали очередные поисковые группы. Так я познакомился с С. Согриным – мы с ним ходили в так называемый «городок чекистов», на какой-то склад, где нам выдали два рюкзака различного походно-альпинистского снаряжения. Похоже, что снаряжение было немецкого производства, «трофейное».

На следующий день Е. Чубарев сказал мне, что нас ждут в областной прокуратуре по адресу ул. Малышева, 2б. Кроме нас с Женей был приглашён Юра Юдин, тот, который, сойдя с маршрута из-за болезни, избежал горестной участи. Нас встретил Л.Н. Иванов. Он представился, привёл нас в фотолабораторию и объяснил задание: мы должны напечатать как можно больше фотографий с плёнок участников погибшей группы с тем, чтобы раздать снимки семьям погибших, а также своим друзьям и членам турклуба УПИ. На наш вопрос: «зачем?», Лев Никитич сказал странную, как нам показалось, фразу: «Кое-кто хочет представить, что случившееся – результат неправильного руководства и распрей в коллективе».

В фотолаборатории было знакомое нам оборудование: увеличитель, ванночки, красная лампа, пинцеты. Лежали бумажные пачки проявителя и закрепителя, а также пакеты с фотобумагой формата 9х12. Ю. Юдин с нами работал не долго, только первый прогон всех плёнок. Мы же печатали фотографии два полных дня. На некоторых плёнках вслед за походными фотографиями шли кадры трупов, сделанные теми, кто находил погибших. Эти кадры мы не размножали во многих экземплярах, так – два - три. К сожалению, в моей памяти не осталось и кадров, о которых пишет в своей статье В. Якименко. Ни я, ни Женя Чубарев не обратили на них никакого внимания, для нас они были – «испорченными» кадрами.

На снимках были походные будни. Вот они, радостные, позируют на привале. Вот идут под рюкзаками. На последних фотографиях видно, как, уже в сумерках, они выравнивают площадку и ставят палатку.

Женя Чубарев взял себе целый комплект, включая трупы, я ограничился четырьмя фотографиями, на которых были запечатлены знакомые мне люди в самых радостных позах. Остальные снимки Ж. Чубарев передал в турклуб.

- 2 -

Печатая снимки, мы невольно обсуждали возможные причины гибели группы. Мы не допускали мысли, что покинуть палатку их заставили люди или звери. Это потом, спустя много лет, под впечатлением рассказанных мне «страшных» историй, у меня зародилась мысль, что «в тех местах» всё может быть… Но тогда, в 1959-ом мы не сомневались, что причина – не злые люди, а нечто, созданное мудрыми и заслуженными советскими людьми. Теперь это называется техногенным фактором. И большинство фактов подтверждает эту версию. Да, палатку туристы покинули, испугавшись чего-то. Полуодетые. Без снаряжения. Холодно, 20 градусов ниже нуля.

Но! Этого мало, чтобы погубить таких молодых, но уже опытных и, главное, дружных людей. Днём на лыжне даже в тридцатиградусный мороз турист одет немногим лучше – свитер да штормовка мокрая от пота. Известный чудик Иванов в одних трусах по морозу ходил.

Мне думается, что ребята не просто испугались, а были отравлены либо облучены. Вариантов такого сценария предостаточно. Например. У гептила, который появился только в 1960 году, наверняка были не менее ядовитые предшественники. Или. В СМИ были сообщения о претензиях Канады, на территории которой закончил существование наш спутник с радиоактивным блоком питания на борту. Были сообщения и о нейтронном оружии, поражающем всё, что может самостоятельно передвигаться.

Ещё пример – свидетельство специалистов, участвовавших в современных испытаниях межконтинентальных ракет, запускаемых с подводных лодок. После успешного пуска ракеты из подводного положения производится очистка корпуса субмарины. Сначала, не всплывая, лодка меняет глубину погружения, «пританцовывая» на месте и ополаскивая морской водой свой корпус. После всплытия на палубу поднимается спецкоманда в защитных комбинезонах и из брандспойтов горячей водой с химикатами обрабатывает все надводные конструкции лодки. Только после этого на палубу разрешено выходить команде и специалистам. При этом в свежем морском воздухе присутствует незнакомый запах, а во рту – сладковатый привкус.

Травмировать туристов могло и распылённое в воздухе горючее, например керосин. В связи с этим вспоминаются события, участником которых я был. Расскажу подробно, тем более, что сейчас вновь заговорили о «сооружениях двойного назначения». В советское время при плановой экономике систематически не выполнялись стратегические планы по обеспечению населения местами в убежищах на случай войны. Вплоть до 50-х годов при сооружении жилых и общественных зданий устраивали в подвалах «объекты ГО (гражданской обороны)». В пятиэтажных «хрущевках» их делать перестали. Забыли о них практически навсегда и не просто по российской халатности. Требования к сооружениям ГО на случай атомного удара настолько сложны, что выполнить их в рамках жилого и общественного строительства практически нереально: и ужасно дорого, и недостаточно места, и т.д. В перестроечные времена познакомились с зарубежным опытом создания таких укрытий. Например, в Скандинавии объекты ГО располагались в заброшенных горных выработках, а в мирное время использовались, как общественно-развлекательные центры. В Свердловске «первопроходцем» в этом деле стал Председатель Облисполкома Олег Иванович Лобов. Одним из рассматриваемых им вариантов стало устройство отдельно стоящего, просторного, большепролётного сооружения, удовлетворяющего требованиям ГО, а в мирное время используемое, как спортсооружение: тяжёлая атлетика, волейбол (сам О.Л. Лобов, как и Б.Н. Ельцин, был активным волейболистом).

Желание областного руководства воплотилось в проект такого объекта, который и был построен в Свердловске. Однако он был пригоден только для мирного применения, а для ГО – не совсем. Несущими конструкциями сооружения были сборные железобетонные, так называемые, трёх-шарнирные арки, пригодные для укрытий военной техники и способные выдержать давление от взрыва тактического атомного заряда на удалении пять километров от эпицентра. Да, это были прочные конструкции, испытанные на полигоне «Новая Земля». Но людей от радиации они не спасали. Было решено построить такое убежище на Чебаркульском полигоне и испытать его. Наш институт запроектировал объект, военные строители довольно скоро его возвели – сборные конструкции монтируются быстро.

Курировал работы О.И. Лобов, в то время уже Заместитель Председателя Правительства России. В Свердловск приехал его помощник и вместе с работниками УКСа Облисполкома мы направились в Чебаркуль, где к нам присоединилась группа специалистов из ГО и взрывного дела в ранге полковников. Всех интересовал вопрос, как будет достигнуто воздействие на сооружение, аналогичное прохождению волны от атомного взрыва: сначала – огромное давление, а потом – разряжение.

На месте интересующимся разъяснили и показали. Вокруг сооружения размещены двухсотлитровые бочки с горючим (керосин или бензин). Их много, согласно точному расчёту. К бочкам подведены трубопроводы, по которым будет под большим давлением подан сжатый воздух. Воздух выдавит из бочек горючее. Оно образует готовое взорваться облако. Достаточно выстрелить из ракетницы, чтобы произошёл чудовищный взрыв. Дополнительно непосредственно на крыше сооружения детонируют и взорвутся размещённые там заряды. Объём взорвавшегося облака будет огромен. После взрыва в этом объёме образуется вакуум. Всё, как при атомном взрыве.

Могу утешить читателей. Представление не состоялось. Олег Иванович Лобов не по своей воле покинул высокий пост и о проекте забыли.

Екатеринбург
2013 г

- 3 -

Уточнения от Бориса Михайловича:

1. В поход под руководством Е. Чубарева в 1959 году мы отправились ночным поездом 13.02.59г. На маршрут (Покровск-Уральский - г. Ольвинский Камень - г. Конжаковский Камень - пос.Кытлым - г. Карпинск, это всё на лыжах) вышли 14.02 за час до ночного привала. В ночь с 16 на 17.02 ночевали в полуразрушенной избушке, толпившейся "по чёрному". Утром, часов около 8-ми увидели светящееся пятно, бесшумно двигающееся по небу, низко над лесом (перед избой была безлесная пустошь) в северном направлении. Мы его видели двигающимся слева направо, то есть глядя на восток. Возможно, объект летел прямо над хребтом Еловая Грива, до которого от места наблюдения было 10-15 км. Либо ещё дальше: над долиной Сосьвы или над Уральским хребтом.
В Свердловск мы вернулись поздно вечером 27.02.59 г.

2. 17.02.59 г. дежурным кашеваром был Е. Чубарев, который встал раньше всех и уже запалил костёр и топил снег. Далее привожу выдержку из дневника участницы похода Т.О. Лауфер:
"17 февраля 1959 года.
... нас разбудил Женькин крик : какое-то ругательство-обзывательство, а затем: "Смотрите же – чудо, чудо!" Мы прямо в носках выскочили наружу и увидели нечто движущееся по небу цвета луны, туманность какая-то, которая всё время разрасталась, расходясь концентрическими окружностями или сферами. В центре время от времени вспыхивала светящаяся точка-вёздочка, из-за горизонта тянулся вроде след тоже молочного оттенка. Решили, что запущен спутник или что-то вроде с натриевыми вспышками. Но кто запустил? По направлению (кажется, с юга) решили, что наши."