Допрос свидетеля Карелина В. Г.

09-03-2018

Лист 290

Протокол
допроса свидетеля

15 апреля 1959 г. Прокурор следственного отдела прокуратуры Cвердловской области мл. советник юстиции Романов в облпрокуратуре в качестве свидетеля ст. ст. 62-168 УПК РСФСР

1. Фамилия, имя, отчество Карелин Владислав Георгиевич
  2. Год рождения 1932 г.р.
  3. Место рождения город Каменск-Уральский Свердловской области.
  4. Национальность русский.
  5. Партийность: Беспартийный
  6. Образование: Высшее - в 1956 г. закончил физ-тех. Факультет УПИ.
  7. Занятие: а) в настоящее время – место работы и занимаемая должность мл. научный сотрудник ВНИИМТ
  8. б) в момент, к которому относятся показания: то же.
  9. Судимость: нет
  10. Постоянное местожительство (точный адрес и № телефона) гор. Свердловск, ул. Ленина, 101, кв. 47, служ . тел 2-1 89-07.
  11. Паспорт: -
  12. В каких отношениях состоит с обвиняемым: –

Об ответственности по первой части ст. 92 УК РСФСР за отказ от дачи показаний и по ст. 95 УК РСФСР за дачу заведомо ложных показаний предупрежден. В. Карелин (подпись)

оборот

Свидетель показал: Я, Карелин В. Г., являюсь общественным туристским работником в Свердловском клубе туристов (заместителем председателя клуба), имею 1 спортивный разряд по туризму.

О подготовке к походу группы Дятлова я узнал в начале января 1959 г. Дятлов приходил ко мне за картой района похода и рассказывал о маршруте. Кроме того, через меня Дятлов достал бумагу от горкомфизкульта с просьбой дать отпуск одному из товарищей работающих на заводе. Полный состав группы я не знал. До ухода в поход знал, что с Дятловым ушли Колмогорова, Дорошенко, Колеватов, Слободин. Эти люди по туристской квалификации, по походному опыту вполне удовлетворяют требованиям, предъявляемым к участникам походов III кат трудности. Все они физически были крепки, морально устойчивы. В период подготовки я встречал Дятлова два раза в туристском клубе, куда он приходил для утверждения маршрута.

Маршрут группы Дятлова мне кажется нормальным «средним» походом по трудности мог быть вполне пойден в феврале месяце. Это высказывание основывается на личном опыте. С 9 по 24 февраля 1959 я с грппой туристов г. Свердловска прошел в том же районе, что и группа Дятлова , но на 50-60 км южнее, в походе также III категории трудности. Мы совершили восхождении на г. Ойко-Чакур, на которую должна была взойти группа Дятлова в конце маршрута. Была и у нас непогода, но она не являлась непреодолимым препятствием.

С районом похода и его особенностями группа Дятлова была знакома, т.к. за-

Лист 291

Май 1957 г. Дятлов водил в походе группу туристов УПИ в районе, где нынче были мы. Мы сняли их записку с вершины горы Ялкинг-Ньер (Молебный камень). В 1957 г. вместе с Дятловым ходили Колмогорова и Тибо-Бриньоль.

В связи с гибелью группы Дятлова следует рассказать о необычном небесном явлении, которое мы наблюдали в своем походе 17 февраля 1959 г. на водораздельных увалах рек Сев.Тошемки и Вижаем. Около 7.30 утра свердловского времени меня разбудил крик дежурных, готовивших завтрак: "Ребята! Смотрите, смотрите. Какое странное явление!».

Я выскочил из спального мешка и из палатки без ботинок в одних шерстяных носках и, стоя на ветках, увидел большое светлое пятно. Оно разрасталось. В центре его появилась маленькая звезда, которая также начала увеличиваться. Все это пятно двигалось с северо-востока на юго-запад и падало на землю. Затем оно скрылось за увалом и лесом, оставив на небосклоне светлую полосу. Это явление произвело на разных людей различное впечатление: Атманаки утверждал, что ему показалось, что сейчас земля взорвется от столкновения с какой-то планетой; Шавкунову это явление показалось "не так уж страшным", на меня оно не произвело особенного впечатления, - падение крупного метеорита и ничего больше. Все это явление происходило чуть больше минуты.

На поиски группы Дятлова наша группа приехала из Серова, куда мы

оборот

приехали, возвращаясь из своего похода. В Серове о беде мы узнали в столовой от случайного посетителя, который спросил нас: "Не из УПИ ли мы». Он сообщил нам, что потерялась какая-то группа туристов УПИ. По телефону мы связались со Свердловском и с Ивделем и получили распоряжение прибыть в Ивдель, куда приехали поездом 25 февраля в 11 часов ночи. 27 февраля мы были заброшены на вертолете к обнаруженной накануне палатке. Оставив рюкзаки на перевале, где нас высадил вертолет, дво из нас пошли вниз в долину Лозьвы искать место для лагеря, а двое с двумя проводниками и двумя собаками пошли к палатке и затем дальше на поиски. В этот день было найдено четыре трупа: Колмогорова, Дятлов, Кривонищенко и Дорошенко. Последнего мы вначале спутали с Золотаревым, т.к. лицо было закрыто снегом. Затем опознали в четвертом трупе Дорошенко.

На следующий день была разобрана палатка группы Дятлова и вывезено на перевал три трупа. Собаки больше ничего не обнаружили. Дальше поиски велись с помощью металлических щупов. Во время детального обследования района предполагаемого нахождения остальных трупов был найден Слободин. 10 марта наша группа была снята с поисковых работ.

Мои субъективные соображения по поводу гибели группы таковы.

Лист 292

Разбивка палатки выше границы леса является ошибкой группы, ее нежеланием спускаться в лес, а затем подниматься обратно, чтобы идти по насту, где передвижение значительно облегчено.

Разбив палатку группа стала располагаться на ночлег и готовить холодный ужин. В это время их что-то напугало, они все выскочили из палатки босиком. Таких людей, какие были в группе Дятлова, могло напугать необыкновеннейшее явление, из ряда вон выходящее. Свист ветра, шум, небесное явление, даже одиночный выстрел их напугать не мог. Хотя я не могу сказать и поручиться в этом за Золотарева, т.к. его совершенно не знаю. И вообще его появление в составе группы Дятлова мне кажется неестественным. Следы бежавших из палатки мы ясно видели на склоне горы. Сначала их было примерно 8-9, затем их стало все меньше и вскоре они совсем исчезли.

Вероятно люди в темноте растерялись и у костра собрлись не все. Сделав попытку развести костер, который не смог спасти их из-за малого наличия дров, они решили пробиться к палатке. Позы Дятлова, Слободина и Колмогоровой говорят о том, что они шли к палатке. Остальные четверо, вероятно, не были у костра или приходили к нему позднее, когда Кривонищенко и Дорошенко уже замерзли. Уйти далеко эти четверо не могли без лыж.

Разгадка случившегося может

оборот

быть, возможно, разъяснена после нахождения четырех не найденных человек.

В заключение хочу отметить, что в принципе испугать группу Дятлова могла лишь вооруженная группа людей не менее 10 человек, хотя на месте происшествия никаких фактов присутствия посторонних людей не обнаружено.

Протокол написан мною собственноручно, В. Карелин (подпись)